Еще раз о системной подготовке

Настольный теннис – очень азартная игра, позволяющая людям разного возраста проявлять свои индивидуальные способности и выплескивать много эмоций. Простые правила настольного тенниса позволяют играть и получать огромное удовольствие от игры, людям любого возраста и одарённости, не заставляя задумываться об уровне своих способностей. Это - любительский уровень настольного тенниса.

Стремление научиться играть в настольный теннис квалифицированно, участие в официальных соревнованиях и выполнение спортивных разрядов - это уже профессиональный уровень, который требует особого подхода к подготовке игроков и уровню природной одарённости людей. Чемпионы или призёры Олимпийских игр, Мира, Европы - это уникальные люди, личности, добивающихся своих достижений за 10 – 15 лет интенсивной работы. Они выполняют огромный объём специальной работы, побеждают в большом количестве соревнований разного уровня.

В каждого из этих игроков вложен огромный труд менеджеров, тренеров, тренеров – спаррингов, игроков – спаррингов и других специалистов. Во время подготовки таких игроков применяются современные приборы и технологии, на базе достижений науки и техники в области теории настольного тенниса, психологии, физиологии, физической подготовки.

Квалифицированные специалисты из передовых теннисных центров Китая, Японии, Кореи, Германии, Швеции и др. стран, ищут юных игроков с высоким уровнем индивидуальных природных психологических, интеллектуальных, физических и специальных качеств, требуемых настольным теннисом, которые стремятся развить до совершенства.

Модельные характеристики навыков и качеств по настольному теннису являются конкретной целью тренеров и игроков для достижения поставленной задачи. В настоящее время в России отсутствует целостная модель Мастера Спорта, кроме норматива, в виде рейтинга или достижения определённых мест на соревнованиях. Нет чёткой технологии подготовки мастеров спорта, а также игроков других уровней. Отсутствуют модельные характеристики, выраженные конкретными определениями, математическими и физическими единицами в метрах, секундах, оборотах и т.п., которыми могут руководствоваться тренеры, любители настольного тенниса, действующие спортсмены, клубы и ДЮСШ в глубинке России и традиционных центрах подготовки.

Сегодня подготовка игроков идёт на основании интуиции тренеров, их индивидуального понимания развития российского и мирового настольного тенниса, практического опыта работы. Наличие же модели мастера спорта даёт возможность игрокам самостоятельно и сознательно работать над повышением своего мастерства. Требуется системная подготовка игроков с помощью регулярного тестирования развития индивидуальных психологических, физических характеристик и качеств каждого игрока, навыков элементов игры во время отбора, обучения и развития.

Единая технология подготовки игроков особенно положительно должна сказаться во время перехода игроков от одних тренеров к другим. При этом не должна происходить в большой степени ломка психологии игроков, тактики игры, навыков техники ударов и передвижений, некоторые природные качества своевременно должны быть развиты до максимума, согласно физиологии возрастных особенностей организма человека. Необходимо отметить, что модельные характеристики мастера спорта, предусматривают развитие настольного тенниса на несколько лет вперед и требования к юным игрокам строятся жёстче, на перспективу.

Учитывая наличие у каждого тренера большого количества учеников согласно нормативным требованиям, разноплановые ежедневные заботы, постоянный дефицит времени, относительно низкую зарплату, то о научном, системном и индивидуальном подходе к каждому ученику говорить не приходится, несмотря даже на внешнюю одарённость.

Для облегчения работы тренеров, систематизации и управляемости тренировочного процесса, освобождения тренеров от рутинной работы по составлению индивидуальных планов тренировочных занятий, повышения качества работы, сокращения времени подготовки высококвалифицированных игроков, должны разрабатываться специальные компьютерные программы и тренажеры для настольного тенниса для стабильной подготовки МС, даже из игроков со средними способностями.

В зависимости от уровня внешней одарённости, перспективы роста и результатов выступлений игроков на соревнованиях, недостатков финансирования, тренерам приходится, наибольшее внимание обращать на небольшое количество игроков, обижая тем самым вольно или невольно других игроков, начиная с новичков.

Однако игроки сами или с помощью родителей могут устранить такую несправедливость, ускорить развитие необходимых навыков и качеств, приобрести и расширить теоретические знания о настольном теннисе. Применение робота, специальных тренажеров, методик обучения, технологий тестирования и других научных разработок дают возможность, дополнительно к занятиям с тренером, или совсем самостоятельно, научиться разбираться в настольном теннисе, заняться самообучением ударов по мячу и передвижений, саморазвитием своих навыков и качеств, исправлять или развивать индивидуальные навыки и качества игрока.

Основная идея нашего уникального проекта «Подготовка мастера спорта за 7 лет» - системная подготовка игроков с помощью регулярного тестирования развития индивидуальных психологических, физических характеристик и качеств каждого игрока, навыков элементов игры во время отбора, обучения и развития.

Отбор новичков – это определение наличия и уровня развития природных качеств, отбор наилучших новичков. Обучение новичков основам теории игры, навыкам выполнения и приёма подач, ударам по мячу слева и справа, передвижению, навыкам управления своими действиями в стрессовых ситуациях, тактике игры и агрессивного нападения, борьбе за очко во время соревнований. Саморазвитие действующими игроками своих индивидуальных навыков и качеств, устранение недостатков – бесконечный процесс повышения своего мастерства.


Причины необходимости применения тренажёров:

Высокая конкуренция в мире, очень высокий уровень подготовки сильнейших игроков мира, высокое качество навыков выполнения ударов по мячу и передвижений, психологических, физических и других качеств, требует применения новых технологий подготовки игроков.

Одним из таких направлений является применение комплекса специальных тренажёров, с помощью которых можно решить отдельные тактико-технические вопросы и тем самым сократить время подготовки мастеров спорта. Тренажёры дают возможность моделировать характеристики мастера спорта и регулярно сравнивать их с уровнем подготовки игроков, стремящихся стать мастером спорта, интенсифицировать процесс подготовки, выполнять большие объёмы работы, конкретно оценивать, в физических или математических единицах, уровень развития элементов мастерства, на всех этапах подготовки спортсмена. Применение роботов является одним из важных направлений участия в процессе отбора, обучения и развития отдельных элементов мастерства.


Применение тренажера-робота и электронных мишеней:

  • даёт возможность получать теоретические и практические знания о настольном теннисе и расширять их.
Регулируя характеристики функций робота, можно многократно повторять и видоизменять необходимые игрокам удары и тактические комбинации. Во время метания, можно наблюдать за особенностями внешнего вида траекторий, в зависимости от видов вращения, изучать траектории мяча до соударения со столом и после соударения, после ударов и подач. Изучать и получать практические навыки разных ударов, многократно экспериментировать, и выполнять удары в разных точках траекторий, после отскока мяча от стола. Изучать тактику игры, выполняя удары в заданные зоны стола с объективным контролем за точностью попадания. Изучать и получать практические навыки передвижений, в разных направлениях Научиться принимать сложные подачи возможных противников.

  • повышает интенсивность тренировочного процесса и сокращает времени подготовки высококлассных игроков
Применение робота позволяет сделать тренировочный процесс более интенсивным и насыщенным. Это достигается безошибочным, более частым и скоростным метанием мячей на стол, в единицу времени, чем во время обмена ударами с партнёрами одинакового класса или более сильными спаррингами. Интенсивность занятий возрастает в 2 – 3 раза за счёт применения ловушки мячей – ограждения, которая устраняет необходимость сбора мячей по залу. Сокращается время подготовки игроков, без наличия сильных спаррингов и частых поездок на соревнования. Условия тренировочных занятий можно приблизить к соревновательным. За учебный час игроки могут выполнять тренировочный объём работы в 2 – 3 раза больше, чем традиционными методами.

  • обеспечивает подготовку игроков без психологического давления со стороны тренеров
Новички выполняют необходимый объём нагрузок без психологического давления со стороны тренеров, а сознательно, в виде игры. Процесс обучения новичков превращается в азартный аттракцион, а возможность работать с роботом самодисциплинирует детей. Ужесточение или ослабление тренировочного режима, путём регулирования характеристик робота, даёт возможность игрокам осознанно и целеустремлённо тренироваться, имея перед собою конкретные цели.

  • стимулирует самообразование и понимание требований игры тренерами и игроками
Применение робота и настройка его функций вынуждает тренеров и игроков научиться глубже разбираться в игре, развивать свой интеллект и перестраивать любительское мышление на профессиональное. Робот требует от тренеров повышение квалификации - расширение знаний об игре, технологиях подготовки, о психологии и физической подготовке игроков. Робот даёт возможность, облегчить работу тренеров, сделать её более квалифицированной, освободить время для творческой работы, вместо выполнения рутинной работы с новичками и игроками невысокой квалификации, в качестве «спарринг - партнёра» и поддержания дисциплины. Применение робота позволяет осуществлять отбор, обучение и развитие игроков поточным методом.

По результатам тестирования и изучения динамики развития способностей новичков и действующих игроков, возникает возможность прогнозирования перспективы роста мастерства и направления игроков на год и более лет. Тренажеры, приборы контроля и специальное программное обеспечение дают возможность контролировать развитие качеств и навыков игроков, объём и интенсивность нагрузок, выполнение количества ударов по мячу и передвижений за определённое время и т.п. на всех этапах подготовки.

Без психологической, интеллектуальной и физической подготовки, игроки никогда не станут даже чемпионами федеральных округов России, не говоря о чемпионах России, Европы, мира, Олимпийских игр. Развитием психологических качеств, интеллекта, как и применением тактики агрессивного двухстороннего нападения, необходимо заниматься ежедневно, начиная с первых дней занятий игроков, в том числе и во время работы с роботами.