О технологии тренировок

В настоящее время в России нет четкой технологии подготовки мастера спорта, кроме норматива, в виде рейтинга или достижения определённых мест на соревнованиях. Отсутствуют характеристики, выраженные конкретными определениями, математическими и физическими единицами в метрах, секундах, оборотах и т.п., которыми могут руководствоваться тренеры, любители настольного тенниса, действующие спортсмены, клубы и ДЮСШ в глубинке России и традиционных центрах подготовки. Сегодня подготовка игроков идёт на основании интуиции тренеров и практического опыта работы. Требуется системная подготовка игроков с помощью регулярного тестирования развития индивидуальных психологических, физических характеристик и качеств каждого игрока, навыков элементов игры во время отбора, обучения и развития.

Разработка единой технологии подготовки игроков особенно положительно скажется на переходе игроков от одних тренеров к другим. При этом не должна происходить ломка психологии, тактики игры, навыков техники ударов и передвижений. Некоторые природные качества своевременно должны быть развиты до максимума, согласно физиологии возрастных особенностей организма человека.

Необходимо отметить, что модельные характеристики мастера спорта, предусматривают развитие настольного тенниса на несколько лет вперед и требования к юным игрокам строятся жёстче, на перспективу.

Для облегчения работы тренеров, систематизации и управляемости тренировочного процесса, освобождения тренеров от рутинной работы по составлению индивидуальных планов тренировочных занятий, повышения качества работы, сокращения времени подготовки высококвалифицированных игроков, необходимо применять и технические средства, которых, за это время, разработано немало. Хочется подробнее остановиться на так называемых, тренажерах для настольного тенниса. Условно их можно разделить на «Пушки», «Колеса» и датчики.

 

Фора-Спецназ робот для настольного тенниса

 

Самые распространенные и почти не используемые в России «Пушки». Возникает вопрос, почему сложилось столь пренебрежительное отношение к этому «помощнику»? Ответ, к сожалению, очень прост, боязнь тренеров и отсутствие качественной и полноценной информации о возможности применения как для новичков, так и для профессиональных игроков. Что же дает «Пушка»:

  • Отбор новичков: 5-7 летнему ребенку, не умеющему играть гораздо интереснее подряд отбивать различные мячи, чем бегать и после каждой неудачной подачи подбирать мячик. Тренер, в свою очередь наглядно видит наличия и уровень развития природных качеств, таких как скорость, внимание, ловкость.
  • Становление игрока: при обучении молодого игрока трудно заставить его спарринг партнера с педантичной точностью подавать одинаковые мячи. Для пушки такой проблемы нет, регулируя настройки робота, можно многократно повторять и видоизменять необходимые игрокам удары и тактические комбинации. Так же тренировать практические навыки разных ударов, многократно экспериментировать, и выполнять удары в разных точках траекторий, после отскока мяча от стола. Выполнять удары в заданные зоны стола с объективным контролем за точностью попадания. Так же обучать, навыкам выполнения и приёма подач, ударам по мячу слева и справа, передвижению, управлению своими действиями в стрессовых ситуациях, тактике игры и агрессивного нападения, борьбе за очко во время соревнований.
  • Тренажёры дают возможность моделировать характеристики мастера спорта и регулярно сравнивать их с уровнем подготовки игроков, стремящихся стать мастером спорта, ускорить процесс подготовки, выполнять большие объёмы работы, конкретно оценивать, в физических или математических единицах, уровень развития мастерства, на всех этапах подготовки спортсмена. Процесс обучения новичков превращается в азартный аттракцион, а возможность работать с роботом самодисциплинирует детей.
  • Работа профессионалов: трудно найти партнера для разминки при выезде на соревнования, или отработать коронный удар соперника перед игрой, с точным его имитированием. А многие, даже профессиональный игроки страдают от недостаточной поставлено технике удара. Подобные упущения, в начале обучения, не дают полностью реализоваться игроку в профессиональном спорте.

На Российском рынке представлено несколько производителей пушек. Радует что среди них есть и отечественные. Но вот чего не может дать «Пушка» так это отработку техники удара и в частности технику подач. Этим задачам отвечает следующая группа тренажеров «Колеса» иное из название векторный. Производятся они всего в двух странах: Германия и Россия и имеют ряд отличий. Применяются для отработки подсечек и улучшения характерных для настольного тенниса навыков и способностей, например, укрепления мускулатуры рук, подвижности кистевых суставов, увеличения быстроты реакции, что является основой для наиболее эффективного выполнения любых способов удара со вращением. Отрабатывают технику ударов по мячу слева или справа, технику передвижения в разных направлениях, ведения игры и розыгрыша отдельных очков.

Так же в комплект к тренажеру может входить датчик, позволяющий отслеживать правильность выполнения ударов и скорость вращения, что позволяет планировать и отслеживать тренеру работу игрока.

 

Статья Баруздина В. А. – выдающегося тренера по настольному теннису из г. Рыбинска Ярославской области.
Разработал десятки тренажеров для настольного тенниса, методику подготовки мастеров спорта с их применением.
Готовил к выпуску книгу «Интеллектуальный настольный теннис».