Составляющие победы

Стремление побеждать на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, высокий уровень конкуренции, среди мировых лидеров из Китая, Тайваня, Германии, Японии, Швеции, Кореи и других стран, вынуждает тренеров, психологов, учёных, инженеров и физиологов искать и разрабатывать новые технологии подготовки игроков. Одной из главных тенденций развития тенниса, особенно в Азии, является повышение скорости розыгрыша очка, на уровне подсознания.

Победа, с помощью минимального количества ударов

Наблюдая за игрой китайских мастеров, играющих между собой и с игроками других стран, ясно видно, как они максимально быстро, минимальным количеством ударов - «Один-два-три», стремятся сами выиграть каждое очко, независимо от счёта и важности последних очков в партии. Они не ждут подарков от противника, а вынуждают противника делать ошибки. Это является основным принципом борьбы за каждое очко.

Как обеспечивается выигрыш очков?

Высокие скорости требуют целенаправленного развития интеллектуальных, психических, физических, функциональных и специальных качеств, технических навыков и умений игроков. Быстрота реакции, и её составных частей: внимание, мышление, передвижение игроков, выполнение ударов по мячу, придание ему максимального вращения и поступательной скорости, агрессивная тактика двухстороннего нападения, обеспечивают реализацию основного принципа игры китайских игроков. Китайцы во всех своих теннисных центрах целенаправленно развивают и совершенствуют разностороннюю быстроту действий, которая внедряется в их головы с детства, и это приносит плоды.

Разрыв между идеологией и практикой

В России имеется идеологический и практический разрыв между технологией розыгрыша очков на мировом уровне и технологией розыгрыша очков на российских соревнованиях, всех уровней. Большинство российских игроков, начиная с новичков, играют на соревнованиях в одну игру, а тренируются в другую, развивая лишь часть качеств, необходимых игрокам мирового уровня.

Уровень российских игроков

Российские игроки сегодня не являются лидерами мирового настольного тенниса. Российские тренеры сегодня не умеют готовить игроков высокого мирового уровня, на уровне чемпиона мира и первой мировой десятки. Наши игроки занимают места в мировом рейтинге.?

Причины невысокого уровня

Но почему? Что или кто мешает готовить и играть лучше? Чего, конкретно, не хватает для достижения нужного результата? Или он просто никому не нужен? Или просто в России никто не владеет технологией подготовки чемпиона мира, его модельными характеристиками, с математическими и физическими расчётами, хотя бы в первом приближении.

Перспективы игроков России.

Россия и российские игроки также хотят побеждать на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Но, как и когда? Ответ простой. Ни-ко-гда!!!

Во-первых, дело не в том, что наши игроки менее талантливые, чем зарубежные, а в том, что существующая организация подготовки игроков по всей России, на всех уровнях, отсталая. Она способна обеспечить подготовку игроков только среднего уровня. Необходима перестройка структуры подготовки игроков, которая начнёт давать серьёзные результаты не ранее, чем через 10-15 лет.

Отрезок времени в 10-15 лет необходим на подготовку новичков до игроков международного уровня, с психологией победителя Олимпийских игр и чемпионатов мира. Необходимо сделать из настольного тенниса бизнес, чтобы каждый член этого бизнеса (тренеры, игроки, менеджеры, психологи, врачи, массажисты и обслуживающий персонал) занимался своим профессиональным делом, чувствовал свою необходимость и полезность с достойной оплатой за свой труд, моральную и материальную ответственность за некачественный труд.

Аморфное состояние тенниса сегодня с надеждой на отдельных тренеров энтузиастов на местах, которым удастся найти одарённых детей, немного их обучить и возить на соревнования, а потом мы кто нибудь из центра их заберём, если они не бросят его.

Для решения столь глобальной работы нельзя надеяться на героев одиночек. Нужна серьёзная машина, способная сцементировать усилия заинтересованных лиц по всей России с привлечением финансовых потоков государственных программ по занятию детей и оздоровления нации.

Во-вторых, ежегодный объём труда, выполняемый игроками: в виде ударов по мячу и передвижений, выполнения и приёма подач, интенсивности выполнения упражнений и разнообразия направлений подготовки в 3-4 раза ниже, чем у китайцев.

Отставая ежегодно, наши игроки к 18 годам в принципе не могут побеждать китайцев. В том, что мы вкладываем приличные бюджетные деньги в талантливых детей, обнадёживаем их перспективами, делаем из них полуфабрикаты и теряем их после3-6 лет работы, с пометкой «Неспособные». Становясь взрослыми и видя, как добиваются успеха, люди в других сферах жизни и других видах спорта, бывшие игроки понимают, что они могли бы добиться большего, если бы тренеры и другие люди грамотно работали в настольном теннисе.

В дальнейшем, редкие из них, отдают своих детей в настольный теннис. Большинство тренеров и игроков даже не осознают, на каком убожеском уровне находится российский теннис, если оценивать его по высшему мировому разряду, у мировой спортивной державы.

Сегодня под звон фанфар мы пожинаем некоторые успехи и это здорово. Но это же плоды деревьев заложенных советской системой, горьковской и самарской школами плюс многолетняя работа западной технологии подготовки. Сколько лет нашей заслуженной гвардии и сколько лет она ещё будет выручать Россию? И уровень их выступлений повышаться не будет– мышцы и нервная система не молодеют. А кто за ними? И готов защищать интересы России не из-за того что освободилось вакантные места в сборной а взять их с боем обыгрывая сильнейших иностранцев. Просматриваются только две кандидатуры Шибаев и Пайков.

Первый самый талантливый в России, но с очень слабой физической подготовкой. Это сказывается на тактику игры. Нет постоянной агрессивности. Долго собирается. Огромный плюс - нерастраченная нервная система. Небольшой опыт соревнований на высоком уровне. Но ОФП большой тормоз. У Пайкова, левша, недостаточно крепкая нервная система, внимание, движение ногами, подачи, технические огрехи, теория, передвижение влево тянется, мало мощи справа нет системной агрессивности.

Далее на несколько лет не видно одарённых игроков. Способные есть, но не одарённые. Пора перестать ругать провинциальных тренеров, работающих на отборе обучении и начальных этапах развития за их неграмотность и слабость подготовки игроков. Они занимаются самой неблагодарной работой, которая может оцениться через 5-10 лет, а может вообще пропасть.

Перспективной идеологии, которая может приносить систематические победы, на самом высоком международном уровне в России нет. В ближайшие 10 – 15 лет, российские игроки не смогут стать вровень с китайскими игроками, надежда на детей, которым сейчас по 5 лет и они ещё не умеют играть. Аморфное состояние тенниса сегодня с надеждой на отдельных тренеров энтузиастов на местах, которым удастся найти одарённых детей, немного их обучить и возить на соревнования, а потом мы кто нибудь из центра их заберём если они не бросят его.

Для решения столь глобальной работы нельзя надеяться на героев одиночек. Нужна серьёзная машина, способная сцементировать усилия заинтересованных лиц по всей России с привлечением финансовых потоков государственных программ по занятию детей и оздоровления нации.

Семь вершин

Сегодня вся нагрузка по подготовке игроков лежит на личных местных тренерах, которые ежегодно штурмуют гору, с семью вершинами: «Чемпион города», «Чемпион области», «Чемпион округа», «Чемпион России», «Чемпион Европы», «Чемпион мира» и «Олимпийский чемпион».

Пересмотр взглядов тренеров на процесс подготовки игроков

Технология натаскивания игроков с помощью частого участия в соревнованиях неэффективна Тем более, когда детям приходится играть игроками старше себя на 1-6 лет. Эта технология приносит определённые результата до 11 – 13 лет, пока действуют природные данные, невысокий уровень интеллекта и психологии, превосходство в технике, наигранность и соревновательный опыт.

При прочих равных условиях преимущество получают обладатели большой финансовой поддержки, которая помогает натаскивать игроков до определённого уровня мастерства и перекрывать дорогу другим игрокам, за счёт участия в соревнованиях, а не за счёт разностороннего развития личности и организма игроков. Поэтому тренерам мечтающим подготовить игроков для сборных России или выше, придётся пересмотреть свои взгляды на систему подготовки игроков. В противном случае, шансов на подготовку даже КМС у них нет.

Тренерам, для успокоения своих амбиций и перестройки подхода к серьёзному делу, необходимо проанализировать свои возможности, способности и признаться самим себе о недостаточной квалификации, своём реальном потолке мастерства и начать кооперироваться с другими тренерами. Потихоньку начать целенаправленно учиться, маленькими или большими шагами.

Модельные качества игроков

Для побед на самом высоком уровне, игроки должны обладать определённым интеллектом, психологической устойчивостью, психической и двигательной реакцией, скоростью передвижения и выполнения ударных движений игровой рукой, способной принять мяч от противника и послать мяч противнику с максимальными характеристиками, техникой игры, подач и передвижений, физическими и физиологическими качествами, крепким здоровьем.

Оценка мастерства игроков

Большинство тренеров сегодня оценивают уровень мастерства игроков по рейтингу, результатам соревнований, количеству побед и поражений. Но это общие понятия, без конкретики, которые можно как – то измерить и пощупать дома, реально, между соревнованиями и целенаправленно работать..

Пренебрежение сбором информации

Тренеры не занимаются статистикой, не ведут систематические записи о конкретных плюсах и минусах игроков, надеясь на свою память. Но память имеет способность быстро забываться информацию. Поэтому подготовка игроков идёт интуитивно, в зависимости от степени понимания тренерами настольного тенниса.

Параметры характеристик игроков и мячей

Большинство модельных качеств можно выражать в конкретных физических единицах - м, сек, м/сек, об/сек, кг и др. Это необходимо при тестировании игроков, на разных отрезках и этапах подготовки, конкретной оценки состояния и развития, перспективной оценки динамики роста, для сравнения с модельными характеристиками конкурентов. Тестирование начинается с новичков и продолжается в течение карьеры игроков любого уровня.

Борьба характеристик игроков посредством мяча

На соревнованиях игроки соревнуются между собой, посредством мяча, которому поочерёдно, придаются разные характеристики. Выполняя удары по мячу, игроки управляют мячом - по направлению и высоте полёта, скорости, виду и скорости вращения, интенсивности ударов. Управляя мячом и придавая ему победный уровень характеристик, во время розыгрыша каждого очка, игроки демонстрируют высокий уровень развития своих характеристик, превышающие характеристики противника. Отсутствие или низкий уровень развития качеств ведёт к поражениям. Контролируя уровень развития характеристик, тренеры повышают мастерство игроков, целенаправленно и разносторонне.

Идея и план

В истории человечества все дела начинаются с идеи и постановки большой цели по её достижению. Далее разрабатывается план и начинается работа. Без постановки конкретной цели, плана работ и выполнения большого объёма труда, результата не добиться. Цель и план, как магические действия, заставляют поневоле людей работать и проявлять энергию. Однако необходимо заметить, что более высокие цели требуют большего труда и интенсивности, начиная с самого начала пути.

Почему не раскрываются юные российские таланты?

Мы не китайцы. У нас нет такой конкуренции среди игроков и такого количества занимающихся, а также высококвалифицированных спаррингов. Однако, небольшие, по количеству населения, страны – Бельгия и Дания, Греция и Тайвань, Гонконг и Венгрия, Германия и Франция, и др. умеют готовить игроков мирового уровня. Значит вопрос в организации и технологии подготовки.

Или у нас мало рождается талантливых детей? Но ежегодно, на первенстве России среди миникадетов до 11 лет, выходят к столам более 200 мальчиков и девочек. Куда они деваются через 2-3 года и почему? Почему они не успевают проявить свои таланты, стать мастерами спорта и защищать спортивную честь России? А может найти свою профессию и привлечь новых людей к теннису? Это государственная проблема, связанная с Олимпийскими играми, свободным времяпровождением молодого поколения, здоровьем людей. А мы пока поищем более реальные и простые пути для подготовки мастеров спорта. Сегодня в России их всего лишь 150 действующих человек, это без мастеров спорта, которые не играют вообще или играют ниже рейтинга мастера.

За помощью к Роботу и проекту «Мастер спорта за 7 лет»

Для решения поднятых вопросов предлагаю рассмотреть проект «Мастер спорта за 7 лет» и один из серьёзных разделов проекта «Применение тренажёров». Тренеры даже не подозревают, какие резервы и возможности скрываются в применении тренажёров. Рассмотрим в частности, применение робота в процессе подготовки игроков разного уровня. Российская фирма «Стек Спорт» из г.Рыбинска, более 16 лет изготавливает роботы, для метания мячей на стол. Робот имеет возможность метать мячи из любой точки над столом и полом, с регулированием положения точки метания. Робот был изобретён, в подростковом клубе «Молодость» Рыбинского моторостроительного завода. В клубе ежегодно занималось более 500 человек разного возраста. Восемь воспитанников клуба стали мастерами спорта.

Наибольших успехов добился МСМК Ф.Кузьмин, член сборной России, чемпион России и Германии. Большой труд в подготовку Кузьмина вложила тренер Полякова С.В., воспитанница клуба, окончившая отделение настольного тенниса ГЦОЛИФК г. Москва, а также психолог клуба Буданова В.Ф, тренеры Баруздин Д.В, Баруздин О.В, инженер Копылов А.Г, более старшие товарищи Фёдора, помогавшие ему в качестве спаррингов. В подготовке были использованы и тренажеры.

Возможности робота

Робот метает мячи, и имитируют все виды ударов, применяемые игроками во время игры. Имитируется толчок, накат, топспин навесной и скоростной, завершающий удар над столом и за столом, удар по свече, подачи, подрезку над столом и за столом, свеча. Мячам придаётся верхнее, нижнее, плоское, правое, левое и смешанное вращения. Скорость полёта и вращение мячей, частота метания и угол метания в горизонтальной плоскости, а также разброс мячей в горизонтальной плоскости, регулируются электронным пультом. Угол метания от – 50 град. до + 50 град в вертикальной плоскости, регулируется вручную. Начальная точка метания мячей по высоте от 0.7 м до 1.6 м, в вертикальной плоскости регулируется вручную, регулируя стойку. Начальная точка метания в горизонтальной плоскости, перемещается путём переноса робота и установки его на любую точку поверхности стола или пола. Размерность характеристик мячей: м, м/с, об/с, мяч/с, град/ сек.

Характеристики мячей от робота, выше, чем на соревнованиях любого уровня. Робот может посылать мячи со скоростями и вращением в 2-3 раза выше, чем на соревнованиях. Частота метания мяча регулируется от 0 до 2.0 мяч/сек. Во время полёта, у мяч автоматически может изменяться вид вращения, верхнее на нижнее и наоборот.

Что ещё надо тренерам для поднятия мастерства игроков тренировке без посторонней помощи? На одном тренировочном занятии игрок может выполнять объёмы работ в 2 – 4 раза больше, чем традиционным методом. Тем самым интенсифицируется тренировочный процесс и сокращаются года подготовки. Особенно, когда теряется время на переездах к месту соревнований. Игроки могут самостоятельно тренироваться по заданиям, во время отсутствия тренера. Может тренеры боятся Робота, и не знают, как с ними можно работать. Как ранее люди бросались с топором на паровозы. Так пользованию роботом нетрудно обучить. Или Робот дорого стоит? Так это тоже не так. Простейшие подсчёты говорят о том, что «Грамотный Робот» окупается за год-два, а далее как бесплатное приложение. Раньше со свечкой жили и то хорошо.

Роль робота

Робот является электронным механизмом, способным измерять и тестировать величину скорости качеств игроков на разных уровнях подготовки. Но тренеры почему-то не стремятся их применять и внедрять в практику работы. Лучше со свечкой или с топором на паровоз. Для развития этих качеств необходимо затратить труд, время, деньги. Потребуются спарринги, которым также надо платить. Не каждый спарринг может смоделировать игровые тактические и технические ситуации из-за низкой технической квалификации, физической нагрузки и др. Но качества надо развивать. Значит тренерам надо искать деньги.