Зачем нужны соревнования?

Освоив первые навыки игры в настольный теннис, все новички, от детей до взрослых, стремятся, как можно быстрее посоревноваться, померяться своим умением с другими игроками и победить их.

Игроки любители стремятся получать удовольствие от игры с другими игроками, демонстрируя свои навыки по умению управлять полётом мяча.

По мере роста мастерства игроков, участие в соревнованиях расширяется, в том числе на международных (10 – 15 в год).

Соревнования становятся одним из основных разделов демонстрации мастерства игроков.

Судья мастерства игроков


Сегодня в мире существует только одна технология определения условного уровня мастерства игроков - это система рейтинга.

Она состоит из трёх частей:

1) Участие игроков в рейтинговых соревнованиях разного уровня.

2) Достижение, на конкретных соревнованиях, максимального количества побед над другими участниками и максимально высокого места.

3) По результатам соревнований, подсчитываются индивидуальные рейтинги игроков, с целью определения их уровня мастерства и места в российской или мировой системах рейтинга.

Освоив первые навыки игры в настольный теннис, все новички, от детей до взрослых, стремятся, как можно быстрее посоревноваться, померяться своим умением с другими игроками и победить их. Игроки любители стремятся получать удовольствие от игры с другими игроками, демонстрируя свои навыки по умению управлять полётом мяча.

По мере роста мастерства игроков, участие в соревнованиях расширяется, в том числе на международных (10 – 15 в год).

Соревнования становятся одним из основных разделов демонстрации мастерства игроков.

На профессиональных соревнованиях, для достижения побед, игрокам приходится проявлять максимум интеллектуальных, волевых, технических, физических и других усилий, качеств и навыков.

Соревнования бывают любительскими - для игроков начального уровня, подготовительными - для подготовки игроков к соревнованиям более высокого уровня, отборочными - для комплектования сборных команд ведомств, регионов, России, коммерческие турниры - для развития и рекламы настольного тенниса с денежными призами, официальные - для определения официальных чемпионов и призёров, мест развития настольного тенниса, за определённые временные периоды.

Задачи, решаемые по результатам участия в соревнованиях


1) Определяются победители личных встреч между игроками и командами, победители и призёры коммерческих, региональных, окружных соревнований, занятые места всех остальных участников, а также первенств и чемпионатов России, Европы, мира, Олимпийских игр.

2) Подсчитываются индивидуальные рейтинги, говорящие об общем уровне мастерства каждого игрока, но без оценки конкретных индивидуальных качеств, проявляемых игроками во время соревнований, из которых состоит мастерство игроков.

Была бы полезной информация, в виде дополнительных рейтингов, об уровне модельных и дополнительных качеств, выраженных конкретными цифрами, проявляемых игроком на соревнованиях

3) Проверяется уровень бойцовских качества игроков, их умение биться за победу

4) Соревнования являются контролёрами уровня мастерства всех игроков, участвующих в них.

5) Выполняются нормативы массовых разрядов, мастеров спорта и МСМК.

6) Определяется соотношение сил игроков в городах, регионах, округах, России, Европе и Мире.

7) По результатам соревнований оценивается динамика роста, застоя или падения мастерства игроков, выявляются индивидуальные ошибки и недостатки подготовки, корректируются объёмы и виды нагрузок.

8) Оценивая результаты соревнований, каждый из игроков и тренеры определяют правильность направлений подготовки, близость уровня мастерства игроков к лидерам и ближайшим конкурентам.

9) Соревнования являются полигоном, для проверки новых идей и технологий подготовки игроков.

10) Профессиональные игроки зарабатывают деньги.

Технология натаскивания игроков


Из-за отсутствия, в России, эффективной системы подготовки игроков европейского и мирового уровня, сегодня большинство тренеров применяют технологию натаскивания игроков.

Что это такое?

Это интенсивная узконаправленная подготовка юных и молодых игроков, с помощью участия в большом количестве соревнований.

Осуществляется подмена разносторонней подготовки, участием в большом количестве соревнований, нужных и ненужных, с надеждой тренеров, использовать соревнования как инструмент роста мастерства игроков. Сегодня она дополнилась поездками на сборы в Китай.

Во время короткого срока обучения, новичков обучают минимуму навыков передвижения, ударов по мячу, зачастую только слева или справа, 1 – 2 подачам, основам тактики, и запускают в систему детских и юношеских соревнований.

Участие в соревнованиях превратилось в гонку, в которую тренеры стремятся, как можно ранее запустить своих игроков, чтобы они как можно быстрее получили рейтинг.

Надежда тренеров строится на одарённость учеников и их самообучение во время соревнований, по перенятию игрового мастерства и опыта от других игроков.

Это особенно практикуется среди детей и подростков 8 – 14 лет.

Дома, между соревнованиями, вместо устранения выявленных недостатков, системного обучения новым приёмам, развития и совершенствования мастерства, ведётся в основном восстановление сил и подготовка к следующим соревнованиям. Идут потери во времени, на переезды к месту соревнований. Учиться в школе и развивать свой интеллект игрокам некогда.

Развитие качеств и навыков, характеризующих мастерство игроков, ведётся интуитивно и нецеленаправленно.

Такой подход проще, понятнее и даёт какой то результат, который можно оценить через короткое время.

Разносторонняя подготовка игроков сложнее, особенно психическая и волевая, недостаточно понятны некоторые разделы, которые требуют много усилий и значительных теоретических знаний тренеров.

Её можно оценить только через несколько лет, когда ученики будут стучаться в сборные России. Частенько тренеры не подозревают, зачем и какие качества и навыки понадобятся игрокам, когда им станет 16-18 лет, и они будут стучаться в национальную сборную.

Однако одних будут брать, с учётом их перспективы и дальнейшего развития, а другие пробиться не смогут, из-за ограниченности багажа знаний, отсутствия разностороннего мастерства, или недостаточного развития каких либо качеств. Поезд ушёл, время не повернуть назад.

Раннее достижение определённого рейтинга в юном возрасте, не определяет силу игроков в старшем возрасте, когда надо быть личностью и обладать индивидуальностью.

Нередко игроки играют на соревнованиях более высокого ранга, чем уровень их подготовки. Игроки получают множество поражений, действующих отрицательно на их психику, не понимая причины поражений.

Технология подготовки игроков в СССР


Ранее, во времена Советского союза, игроки также много соревновались.

Но между соревнованиями, проводились частые сборы, сборных команд Республик и спортивных обществ: «Динамо», «Спартак», «Труд», «Зенит», «Локомотив», «Урожай», «Водник».

Общества и Республики жёстко конкурировали между собой, за право попадания своих воспитанников в сборные СССР по возрастам.

Для работы со сборными командами, привлекались наиболее квалифицированные опытные тренеры со всего СССР, которые систематически повышали мастерство молодых игроков, исправляя недостатки работы периферийных тренеров.

Тренеры сборных СССР, Республик, обществ (около 120 человек), часто общаясь, повышали свою квалификацию и работали примерно по одной методике.

Различие было в интенсивности работы и квалификации привлекаемых тренеров, а также ведомства.

Задачей личных тренеров игроков, особенно с периферии, найти одарённых детей и показать на соревнованиях. В дальнейшем, система поднимала игроков наверх, если они были талантливы или способны. Личные тренеры могли быть и не очень квалифицированными – лишь бы решали своевременно организационные и хозяйственные вопросы.

Сегодня этой мощной группы тренеров уже нет, по разным причинам: одни уехали работать за границу, другие остались в республиках после развала СССР, третьи ушли в мир иной, четвёртые ушли по иным причинам и т.п.

Сегодня тренерам из регионов, нашедшим одарённых учеников, приходится рассчитывать только на свою квалификацию и изобретательность.

Много тренеров, не обладая широкими познаниями в настольном теннисе и не имея специального образования, не представляют реальную, теоретически обоснованную модель сильного игрока, технологию его подготовки, не знают внешне скрытые пружины подготовки мастеров спорта. Они ищут свои технологии, с надеждой попадания своего ученика в детскую или юношескую сборные России. Далее, как получится.

Вопросы зрителей или любителей настольного тенниса российским тренерам, после наблюдений за игрой их учеников на соревнованиях


1) Чём отличается игра китайцев от европейцев, европейцев от российских игроков, игроков сборных России по возрастам от остальных российских игроков, в том числе и мастеров спорта?

2) Какими качествами обладают победители на соревнований разного уровня?

3) Какие мировые тенденции наблюдаются, в развитии игры и качеств игроков, на ближайшие годы?

4) На каком уровне играют ваши игроки, в соответствии с общемировыми тенденциями и российскими взглядами.

5) Насколько близки ваши ученики к лидерам российских сборных, за счёт чего они сильнее конкурентов, каковы резервы ваших учеников для дальнейшего прогресса в развитии?

6) Почему российские тренеры и игроки редко применяют на соревнованиях видеосъёмку своих учеников и соперников, ноутбуки и нетбуки, диктофоны, записи в блокнотах и другие средства, а европейские и азиатские применяют ноутбуки?