Программа соревновательной подготовки игроков
Что такое соревновательная подготовка?
- Участие и подготовка в соревнованиях разного уровня: новички, детские, подростковые, юношеские, взрослые, городские, областные, окружные, первенство России, чемпионат России, первенство Европы.
- Совершенствование умения достижения максимальных результатов на соревнованиях разных уровней.
- Применение освоенных навыков элементов мастерства на соревнованиях.
- Устранение конкретных недостатков элементов мастерства игроков в режиме соревнований.
Цели:
- Выполнение разрядных нормативов и норматива Мастера спорта.
- Обучение новых, развитие и совершенствование старых теоретических и практических навыков соревновательной борьбы, для обеспечения побед.
- Применение тактической подготовки и опыта игры с игроками разных стилей, в соревнованиях.
- Совершенствование психологической подготовки, для обеспечения побед на соревнованиях.
- Развитие и совершенствование индивидуальных стилей игры, в соревнованиях.
- Совершенствование умения самоконтроля действий игроков, во время розыгрыша очков, и устранение причин ошибок на соревнованиях.
- Совершенствование применения знаний и практических навыков во время соревнований.
- Выполнения большого объёма соревновательной работы большой энергоёмкости.
- Планирование, контроль и управление участием игроков в соревнованиях.
- Самосовершенствование мастерства игроков.
Для кого:
- Игроки, прошедшие обучение, желающие выполнить разрядные нормативы и норматив МС.
- Любители настольного тенниса всех возрастов, прошедшие обучение или самообучение, желающие выполнить разрядные нормативы и норматив МС.
Кто помогает:
- Тренеры, менеджеры, спарринги, технические специалисты, врач, массажист, психолог.
Продолжительность
От начала отбора до выполнения норматива Мастера спорта, в течение 7 лет. Практически игроки участвуют в соревнованиях в течение всей спортивной карьеры. Продолжительность зависит от желания игроков.
Принципы:
- Соревновательная подготовка и участие в соревнованиях с целью достижения побед на соревнованиях как можно более высокого уровня.
- Применение теоретической подготовки, для осознанного применения навыков мастерства, умения разбираться в постоянно изменяющихся игровых ситуациях, характеристиках мячей и траекториях полёта, после ударов ракетками, действия сил на мяч в характерных участках.
- Соревновательная подготовка производится на базе «Обратной связи между тренером и учеником». Изучение новых знаний и навыков, совершенствование новых и старых, производится только после их понимания, освоения и объяснения учеником тренеру.
- «Обучение, развитие и совершенствование широким фронтом».
- Обязательно применяется «Самосовершенствование игроков».
ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Тактическая подготовка. «Тактика агрессивного двухстороннего нападения»:
- Совершенствование способов преодоления высоты сетки и выигрыша очков с помощью изменения направлений и траекторий полёта мяча, силы ударов, видов и скорости вращения мяча.
- Осознанное применение «Структуры розыгрыша очка» на соревнованиях.
- Совершенствование принципа «Выиграть очко самому» – психологическое давление на противника с помощью тактики выигрыша очка самому, за минимальное количество атакующих ударов, а не с надеждой на подарки противника.
- Совершенствование способов мастерства для «Создания Дефицита времени» на ответную реакцию противников, применение способов на соревнованиях.
- Зоны игры.
2. Психологическая подготовка для обеспечения побед на соревнованиях.
- Развитие и совершенствование психологии победителей и личностных качеств игроков.
- Развитие и совершенствование психологической устойчивости игроков и умения самоуправления своими действиями в стрессовых ситуациях.
- НДДУ – формула самоконтроля действий реакции игроков и исправления причин ошибок во время розыгрыша очков.
- НДДУ + ДИП – формула нахождения причин своих ошибок, во время розыгрыша очков?
- Укрепление нервной системы.
- Развитие и совершенствование индивидуального игрового мышления.
- Развитие и совершенствование индивидуальных природных психологических качеств, требуемых настольным теннисом.
- Совершенствование выполнения упражнений, с максимальной скоростью и качеством исполнения. Развитие максимального количества качеств по принципу – «Каждое упражнение развивает несколько качеств игрока». Выполнение упражнений с одновременным решением трёх и более задач.
- Совершенствование игры на тренировочных занятиях в режиме соревнований, большого объёма и высокой интенсивности.
3. Характеристики мячей и траектории полёта – глубокое изучение теории.
- Изменение характеристик мячей – изменение траекторий полёта мячей.
- Виды траекторий.
- Характерные участки и точки, их значение.
- Причины возникновения разных траекторий, по которым мяч перелетает через сетку во время игры, от игрока к игроку.
- Силы, действующие на мяч, на разных участках и точках траектории, а также во время соударений с крышкой стола и ракеткой.
- Соударение мяча с ракеткой и крышкой стола в разных характерных участках и точках.
4. Борьба между временем полёта мяча от первого игрока и временем реакции действий второго игрока – глубокое изучение теории.
5. Реакция и её составные части – глубокое изучение теории:
- Внимание.
- Мышление.
- Передвижения в ударные зоны, в разных направлениях.
- Удары по мячу: НДДУ + ДИП – «Наблюдай, Думай, Двигайся, Ударяй», до выполнения ответного удара противнику «Двигайся в Исходное Положение» – после выполнения, ответного удара противнику, – очерёдность действий игроков во время розыгрыша очков.
6. Задачи и действия второго игрока, принимающего мяч, после удара первого игрока, во время розыгрыша очков – глубокое изучение теории.
7. Совершенствование вариантов действий второго игрока при выполнении ответного удара, по мячу, прилетевшему от первого игрока< – глубокое изучение теории. 8. Совершенствование передвижения в ударные зоны.
- Вперёд, вперёд вправо, вперёд влево.
- Влево.
- Вправо.
- Назад, назад вправо, назад влево.
9. Развитие и совершенствование чувства мяча.
10. Совершенствование выполнения ударов слева и справа по мячу, с разными характеристиками, в разных игровых зонах, характерных участках траекторий полёта мяча.
Удары по мячу:
- Толчок.
- Кач – подрезка на столе.
- Накат.
- Подставка.
- Топспин навесной.
- Топспин скоростной.
- Контрудар.
- Завершающий удар.
- Подрезка.
- Свеча.
- Структура ударов по мячу.
- Время полёта мячей после ударов.
11. Совершенствование выполнения и приёма сложных подач.
- Короткие.
- Длинные.
- Плоские.
- С верхним вращением.
- С нижним вращением.
- С левым или правым вращениями.
- Со смешанными вращениями.
- Время полёта мячей после подач.
- Нападающие.
- Защитные.
12. Развитие и совершенствование общефизической и специальной подготовки.
Соревновательная подготовка
1.Виды соревнований:
- По общефизической подготовке.
- По тактической подготовке.
- По технической подготовке.
- Контрольные.
- Подготовительные.
- Для выполнения разрядных нормативов.
- Результативные.
2. Энергоёмкость соревнований.
3. Соревнования.
Соревнования являются главным тестом игроков, о их способности побеждать, умению управлять своими действиями в стрессовых ситуациях, в игре с незнакомыми игроками, успешно применять полученные навыки.
4. Спортивная форма игроков.
- Контроль формы.
- Сохранение между соревнованиями.
- Восстановление после болезни и травм.
- Поддержание формы во время переезда к месту соревнований.
- Поддержание формы между несколькими соревнованиями подряд.
- Поддержание формы на соревнованиях, при низкой энергоёмкости соревнований.
5.Участие в соревнованиях разного уровня.
Управление
- Контроль соревновательной подготовкой.
- Планирование участия в соревнованиях и объёмов нагрузок.
- Управление соревновательной подготовкой и объёмами нагрузок.
- Контроль, планирование и управление осуществляется с помощью тестирования по технологиям:
- «Карта оценки психологических и физических качеств новичков и игроков».
- «Карта оценки тактических и технических навыков игроков».
Применение специальных тренажёров
- Мяч на гибкой стойке.
- Робот для метания мячей.
- Психолог.
- Счётчик ударов.
- Ограждение для БКМ и робота.
- Стяжка для установки мячей на гибкой стойке в любом месте стола.
Применяемые технологии
1. Технологии обучения, развития и совершенствования:
- «Тактика агрессивного двухстороннего нападения».
- «Структура и время розыгрыша очка».
- «Структура и время выполнения удара по мячу».
- «Контроль движения игровой руки с ракеткой при ударе и сопровождении мяча».
- «Обучение, развитие и совершенствование широким фронтом».
- «Внимание и его свойства».
- «Мышление и его свойства».
- Обучение, развитие и совершенствование на базе «Обратной связи между тренером и учеником».
- «Самосовершенствование игроков».
2. Технологии контроля обучения:
- «Карта оценки психологических и физических качеств новичков и игроков».
- «Карта оценки тактических и технических навыков игроков».
3. Технологии самоконтроля действий игроков во время розыгрыша очков.
- «НДДУ – формула самоконтроля действий игроков и исправления причин ошибок во время розыгрыша очков».
- «Самоуправление игроков своими действиями в стрессовых ситуациях».
Документы, таблицы
- «Карта оценки психологических и физических качеств новичков и игроков».
- «Карта оценки тактических и технических навыков игроков».
Материальная база:
- Место спортивной подготовки: спортзал.
- Инвентарь: скакалка, стол н/т с сеткой, ракетки и мячи для н/т, мел, таблицы для занесения результатов тестирования, инструкция по тестированию, секундомер, свисток, шариковая ручка.
- Тренажёры: «Робот для метания мячей», «Мяч на гибкой стойке», «Психолог» и др.
- Видео, аудио и компьютерная техника.
Статья Баруздина В. А. – выдающегося тренера по настольному теннису из г. Рыбинска Ярославской области.
Разработал десятки тренажеров для настольного тенниса, методику подготовки мастеров спорта с их применением.
Готовил к выпуску книгу «Интеллектуальный настольный теннис».