Как подготовить мастера спорта по настольному спорту

Подготовка мастеров спорта
не должна быть подвигом,
а тренер — Александром Матросовым.

 

Для подготовки мастеров предлагается проект «Подготовка мастеров спорта».

Проект даёт возможность, всем практически здоровым людям, со средними природными способностями, высоким уровнем мотивации, высокой работоспособностью, с необходимым финансированием и применением проекта «Подготовка мастеров спорта», стать мастерами спорта.

В основу проекта заложена системная подготовка мастеров спорта, по единой технологии, от новичков до мастеров, с контролем уровней подготовки в виде тестирования игроков.

Значительное внимание обращено на психологическую подготовку игроков и агрессивное двухстороннее нападение на противника, по поднимающемуся мячу или в высшей точке.

Любой тренер может готовить мастеров спорта, применяя предлагаемый проект.

Подготовка игроков превращается в выращивание творческих личностей, а не просто малодумающих исполнителей воли тренеров.

Молодой человек, через 7-9 лет целенаправленной системной подготовки, в возрасте 15-20 лет, может выполнить норматив мастера спорта. Возраст выполнения норматива зависит от наличия мотивации, дисциплинированности и работоспособности игрока.

Подготовка мастеров спорта в 12-13 лет, кандидатов в сборные России по возрастам, и возможностью выхода на международную арену соревнований, требует особого мастерства и широких знаний тренеров, или учеников с природными талантами.

 

Некоторые характеристики, придаваемые мячам во время игры и требования к качествам игроков

Игроки, стремясь выиграть очко, с помощью создания дефицита времени на ответную реакцию друг другу, придают мячам высокую поступательную и вращательную скорость.

Предлагаю тренерам проверить и осмыслить несколько цифр, с точки зрения психологии, механики, физики, физиологии.

Начальная поступательная скорость мяча, после скоростных топспинов сильнейших игроков мира, составляет 36 – 41 м/сек, это 130 – 150 км/час.

Мяч пролетает по прямой вдоль стола — 2.74м, за 0.06 сек., а по диагонали стола за 0.07 сек.

Это данные из зарубежных и российских научных источников.

По информации учёных, самая лучшая простая реакция на движущийся объект у спортсменов-0.07 сек, а сложная реакция — 0.18 сек.

Если мяч направляют из угла в угол с вышеуказанными скоростями, то для преодоления расстояния 1.52 м (ширина стола) и выполнения топспина, игроку предлагается отрезок времени, всего 0.1сек. Если игрок не обладает такой реакцией, то он стремится играть в средней или дальней зоне по опускающемуся мячу.

Такая тактика игры не агрессивна и требует большого количества энергозатрат.

Проанализируйте сами эти цифры в разных аспектах.

Что могут сделать игроки за эти промежутки времени, какими должны обладать качествами и уровнем тренированности. Достижение необходимых кондиций невозможно без организации разносторонней системной подготовки игроков, начиная от новичков?

 

Модельные качества мастера спорта

Прежде чем начать подготовку игроков определённого уровня, мастеров спорта в частности, тренеры должны знать и детально представлять модельные качества мастера и их характеристики, которыми будут обладать игроки, через полгода, год, два, три года и т.д., а также функциональные обязанности качеств во время обеспечения побед на соревнованиях.

Тренеры также должны ясно понимать главную задачу подготовки.

Это подготовка бойцов, наученных биться за победу с противником, во время выполнения каждого удара по мячу, розыгрыша каждого очка, партии, встречи и соревнований в целом.

Без волевых качеств и умения биться за победу, а требования к этим качествам и умениям с каждым годом повышаются, в связи с повышением конкуренции в мире, игрокам невозможно достигнуть Олимпа, даже при наличии других высокоразвитых качеств.

Высококлассная техника ударов и передвижений, интеллектуальная, физическая и др. виды подготовки являются очень важными компонентами подготовка, но они всего лишь инструменты, которые обеспечивают борьбу за победу.

Тренеры должны знать, хотя бы ориентировочно, что представляет собой модель Олимпийского чемпиона, чемпиона мира, чемпионов Европы и России, модели игроков массовых разрядов, чем они отличаются друг от друга, и как их можно достигнуть?

Желательно, чтобы это были не общие понятия, а конкретные определения или описания модельных качеств и навыков, будущих игроков, которые можно понять, и они выражались в общепринятых физических единицах измерений: м, м/сек. разах, об/сек, кг и др., их можно практически определить и измерить.

Практически игроки борются друг с другом за победу, своими умственными, психическими, физическими, техническими и специальными качествами, навыками и умениями, с мячом, получающим разные физические характеристики от действий первого игрока, посылающего мяч в разных направлениях, по разным траекториям, с разной поступательной и вращательной скоростью, видами вращений.

Подготовка игроков мирового уровня требует 12 – 16 лет работы, очень большого труда многих специалистов и финансирования. Упростим задачу и остановимся на подготовке мастеров спорта. На базе стратегической модели игроков мирового уровня рассмотрим модель мастера спорта. Тренерам предлагаются «Модельные качества мастера спорта» см. табл.№1.

Модельные качества разбиты на 8 разделов с более конкретными характеристиками:

  1. Психические качества, навыки, умения, действия.
  2. Реакция игрока.
  3. Физические качества, навыки и умения.
  4. Тактические навыки.
  5. Технические навыки и умения.
  6. Игровой интеллект и теоретические знания об основах игры.
  7. Специальные качества.
  8. Соревновательный опыт.

Модельные качества МС, это условный стандарт модельных знаний, интеллектуальных, психических, технических, физических и специальных качеств и навыков, обеспечивающий возможность побеждать мастеров спорта, игроков других уровней и выполнения норматива мастера спорта.

Знание модели мастера спорта и рейтинга качеств, даёт возможность игрокам знать конкретную цель, к которой они нацелены стремиться.

Знание функциональной необходимости качеств, на соревнованиях и тренировках, повышает мотивацию, стимулирует игроков к развитию и совершенствованию модельных качеств.

Характеристики качеств, навыков и умений конкретных противников, с которыми игроки встретятся на соревнованиях, становятся конкретными целями, которые необходимо преодолеть на тренировках.

«Модельные качества мастера спорта», в дальнейшем будем называть «Модель мастера», разработана на основе, более чем тридцатилетнего практического опыта подготовки мастеров спорта и членов, сборных России, во Дворце спорта «Полёт» и специализированном детском подростковом клубе «Молодость» ЖКУ «Рыбинские моторы».

В клубе на 18 стационарных столах, занималось свыше 500 игроков разного возраста.

Ежегодно изучались способности более 200 новичков из садиков и первых классов школ. Плюс изучение опыта психологической подготовки спортсменов по более 20 видам спорта.

Использование собственных теоретических и практических исследований и экспериментов, особенно по применению тренажёров.

Изучения практического опыта работы лучших тренеров мира, СССР и России, по теннису и ручному мячу, баскетболу и волейболу, футболу, хоккею с шайбой и мячом, боксу и бадминтону, пулевой стрельбе и парашютному спорту, гимнастике и прыжкам в высоту, фехтованию и плаванию, боевым искусствам, и другим видам спорта. Из каждого вида спорта выбиралось что-то полезное для настольного тенниса

Модель мастера является ориентиром и путеводной звездой, во время подготовки игроков разных уровней.

Это позволяет игрокам осознанно тренироваться, контролировать уровень развития качеств, навыков и умений, регулировать виды, объёмы и интенсивность нагрузок, приобретение знаний.

При подготовке игроков, ниже или выше уровня МС, «Модель» можно модернизировать в сторону снижения или повышения требований к характеристикам качеств игроков.

На базе предлагаемой модели, тренеры, в зависимости от опыта работы или своего понимания настольного тенниса могут создавать свои модели.

Качества, навыки и умения «Модели» изложены в таблице №1, согласно важности их значения, во время сражений за победу.

Модельные качества, игроки получают преимущественно от природы и развивают во время совершенствования.

Модельные знания, навыки и умения, игроки получают во время обучения и развивают во время совершенствования.

Желание дополнительно повышать уровень тех или иных качеств, исправить или устранить недостатки, даёт возможность игрокам осуществлять это самостоятельно, без тренера, или с разовыми консультациями, путём саморазвития.

 

Психические качества, навыки, умения, действия

Движущая сила игроков

В любых действиях людей всегда есть первоисточник, который является организующим началом и первопричиной действий игроков и тренеров во время подготовки мастеров спорта. Это — движущая сила. Она как локомотив поезда, тащит за собой игроков, от новичков до чемпиона мира, вперёд, к достижению намеченных целей, в частности выполнение норматива мастера спорта.

Движущая сила – психическое качество.

Она состоит из двух взаимосвязанных качеств — притязания и мотивация.

Притязания, определяют уровень желания достижений в спортивной карьере игрока.

Мотивация, определяет причину желание игроков, заниматься настольным теннисом.

 

Волевые качества мастера спорта

Психические качества — это внутренние качества игроков, невидимые внешне.

Уровень притязаний и мотивации, комплекс волевых качеств являются основой, на которой строится подготовка мастеров спорта и борьба за каждое очко на соревнованиях.

Умственные качества, тесно взаимосвязаны с волевыми качествами, являются только родителями игровых идей и целей.

Контролировать, регулировать и управлять психикой игроков они не умеют.

Физические и специальные качества, технические навыки и умения — важные элементы мастерства, обеспечивают реализацию тактических замыслов, но являются только вспомогательными.

 

Самоуправление игроков

Желание научиться играть в настольный теннис, одержать победу над противником, добиться спортивного разряда или занять определённое место на соревнованиях, стать мастером спорта и т.п., требует от игроков приложения волевых усилий, сознательного напряжения психических, умственных и физических сил.

Это выражается в конкретных действиях: передвижение игрока, выполнение ударов по мячу, мысленная работа мозга и др.

У одних игроков это получается удачно, у других с большими усилиями или совсем не получается.

На любительских соревнованиях, где игроки получают удовольствие от игры, нервная система игроков находится в комфортных условиях.

Участвуя в официальных или профессиональных соревнованиях, игроки начинают подвергаться напряжению.

Из-за высокой конкуренции и ответственности за результаты выступлений, игрокам приходится прилагать всё возрастающие усилия психических и физических сил, для выигрыша очков, партий, встреч и соревнований с помощью разных физиологических систем и качеств игроков.

В некоторые моменты игры, внимание становится рассеянным, мозг начинает ошибаться, движения ног и рук становятся скованными и несвоевременными, реакция ослабевает, игрок напрягается, перевозбуждается или тормозится, начинает нервничать, и т.п.

Для устранения таких случаев, игроки должны уметь контролировать своё состояние, управлять своими эмоциями и чувствами, расслабляться или возбуждаться, контролировать внимание, технику выполнения ударов по мячу и др.

Наличие модельных качеств, развитых до максимально высокого уровня, являются исполнительными инструментами и помогают игрокам во время процесса самоуправления.

Это не простое умение, но ему необходимо учиться ежедневно с первых занятий.

Игроки приучаются к ответственности за свои действия и самостоятельному мышлению.

У каждого тренера много учеников, он не всегда может быть рядом на соревнованиях или поехать на соревнования. Игрокам нужно учиться надеяться только на себя. Много игроков, скрывая свою слабость и защищая себя, обвиняют всех в своих проигрышах, только не себя.

 

Нервная система игроко.

Все люди условно делятся на 4 группы, по природным типам нервных систем (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики).

Идеальным типом нервной системы является:

  • сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник)
  • сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)

Более сильными в психологическом отношении являются спортсмены, продвигающиеся к пьедесталу медленно и с большими трудностями.

По скорости действий игроков на соревнованиях и их внешнему психическому состоянию опытному тренеру нетрудно определить тип нервной системы, её состояние, в котором она находится – рабочая возбудимость, перевозбудимость, заторможенность, скованность тревожность, расслабленность и т.п.

Внешнее поведение игроков, под воздействием изменения состояния психики в ходе игры, показывают, как переносятся неудачи или удачи.

 

Реакция

Во время игры, игроки направляют мячи друг другу, в разных направлениях, в том числе и по высоте, с разными поступательными и вращательными скоростями, разными видами вращений, затрудняя выполнение ответных ударов.

Это обстоятельство заставляет игроков проявлять ответную реакцию на действия противника и полёт мяча, для выполнения ответных ударов.

Реакция, это ответные действия одного игрока, на действия другого игрока, направляющего атакующие или защитные мячи, со своей стороны, на сторону противника.

Действие реакции является сложным переплетением умственных, психических и физических качеств человека.

Уровень реакции, является одним из главных качеств игрока, определяющих его мастерство.

От быстроты проявления реакции игроками, зависит своевременность ответных действий, количество выигранных очков и победы в партиях, встречах, на соревнованиях.

Реакция измеряется, в 1.0 сек, 0.1 сек, 0.01 сек.

Во время игры, между игроками, нет непосредственного контакта.

Игра происходит с помощью мастерства игроков, умеющих выполнять удары по мячу и управлять траекториями мяча, с целью попадания на половину противника так, чтобы он не успел выполнить ответный удар и проиграл очко, или выполнил его некачественно, давая возможность сопернику атаковать.

Действия игрока во время приёма мяча от противника:

  • внимательно следит за действиями противника, траекторией мяча и передаёт информацию мозгу.
  • обдумывает свои действия, на основании полученной информации, и пытается угадать дальнейшие действия противника.
  • принятие решения мозгом, о своих действиях, мозгом.
  • подача команд мозгом, на исполнение, функциональным системам организма.
  • стремится, как можно быстрее, переместиться к месту соударения мяча со столом на своей половине, ударить по мячу необходимым ударом, попасть на сторону противника, в неудобную для него точку и выиграть очко.

Реакция состоит из двух частей: психическая (внимание и мышление) и двигательная (передвижение игрока и выполнение удара по мячу).

 

Внимание

Внимание – природное психическое качество, скрытое от внешнего взгляда, развивается целенаправленной работой.

Внимание является первой частью психической части реакции.

Это умение искать и видеть во время соревнований и тренировочных занятий необходимую информацию о действиях противника, его интеллекте, психическом и физическом состоянии, навыках ударов, и передавать в мозг, является большим искусством игрока

Свойствами внимания является: концентрация, распределение, устойчивость

Посредством внимания, игроки во время розыгрыша очков, получают первоначальную информацию о действиях противника, о контакте мяча с ракеткой противника, во время ударного движения, траекториях мяча.

Внимание бывает произвольное и непроизвольное.

Умение игрока, усилием воли, сосредотачивать своё внимание, на том, что само по себе его не привлекает, имеет огромное значение.

От усталости внимания и низкого уровня развития, потери концентрации, распределения и устойчивости, зависит результат розыгрыша очков.

 

Мышление

Мышление – вторая часть психической составляющей реакции, которое получает информацию от всех функциональных систем спортсмена, принимает решение, подаёт команды и принимает информацию о исполнении.

Это природное качество, скрытое от внешнего взгляда. Оно развивается.

Во время розыгрыша каждого очка, игрок почти мгновенно получает, с помощью зрения, слуха, тактильных ощущений, большое количество информации о действиях противника и траекториях мяча, принимает решения о своих ответных действиях, учитывая 2-3 возможных ответа противника.

Поэтому игра высокого уровня требует игроков с гибким умом, способным очень быстро перерабатывать большой объём информации, самостоятельно принимать решения, учитывая возможные действия противника, как бы читая его мысли.

Работа головного мозга игрока сходна с действиями шахматиста, который свои действия рассчитывает на несколько ходов вперёд, с учётом возможных действий противника.

Однако работа теннисиста проходит в более жёстком временном режиме, т.к. игроку необходимо ещё постоянно в доли секунды, передвигаться вперёд-назад, вправо –влево. Чтобы своевременно переместиться в необходимое место игровой площадки, игроку необходимо по начальной части траектории полёта мяча от ракетки противника (100-200 мм, чем меньше, тем лучше для игрока) как можно быстрее мысленно рассчитать всю дальнейшую траекторию мяча.

Спрогнозировать возможную точку падения мяча на стол, дальнейшую траекторию после соударения мяча со столом, выбрать точку ответного удара и вид удара.

Угадать ответные действия противника. Во время передвижения к точке удара, расчёты уточняются.

Умный, но недостаточно быстро думающий игрок не успевает за быстрым развитием ситуаций.

 

Скорость передвижения

Передвижение — это третья часть реакции. Во время розыгрыша очков, для выполнения своевременных и качественных ударов по мячу, игрокам приходится, по командам от мозга, постоянно передвигаться в разных направлениях:

  1. Вперёд, вперёд вправо, вперёд влево
  2. Влево
  3. Вправо
  4. Назад, назад вправо, назад влево

Передвижение является очень важной составной частью реакции игрока. Своевременное передвижение игрока, или чуть раньше, в ударную зону для занятия удобного положения телом и выполнения замаха игровой рукой, значительно повышает шансы игрока на выполнение качественного удара в нужном направлении, с необходимой поступательной скоростью вращения и выигрыша очка. Основная масса игроков, особенно низкой квалификации, недооценивают умение технично и своевременно передвигаться в ударную зону. Они стремятся тянуться к мячу руками и поэтому выполняют удары несвоевременно, из неудобных положений и не качественно. Такие игроки не хозяева положения за столом, а всё время догоняющие мяч. Бывают, конечно ситуации, когда игроку не нужно передвигаться, но это очень редко.

Игроки, посылая друг другу мячи в разных направлениях, в неудобные точки для ответных ударов, целенаправленно стремятся заставить противников постоянно передвигаться в разных направлениях и с максимальной скоростью.

Цель:

  1. Психологическое давление на противника
  2. Повышение темпа розыгрыша очков
  3. Использование медлительности противника
  4. Физическая нагрузка противнику
  5. Использование индивидуальных недостатков техники и неравноценности ударов слева и справа
  6. Использование индивидуальных недостатков умения передвижения противников, в каком либо направлении

Наличие навыка и умения быстро передвигаться в ударные зоны, для выполнения необходимых ударов, даёт возможность быстрее стать мастером спорта.

 

Скорость выполнения ударов

Выполнение ударов по мячу, является завершающей четвёртой частью общей реакции и второй частью двигательной.

Качественное выполнение удара может обеспечить результативный итог проделанного цикла работы – реакции, в виде выигранного очка или его проигрыш.

Умея выполнять скоростные топспины, контрудары и завершающие удары, а также быстрые подставки, накаты и подрезки, игроки получают преимущества перед игроками, которые не могут или не умеют это делать.

С помощью увеличения скорости полёта мяча, противнику уменьшается время на ответную реакцию.

Сильнейшие игроки мира придают мячу поступательную скорость до 130 – 150 км/час или 36 — 41 м/сек. При скоростном ударе точность полёта и сопровождение мяча повышается. Влияние направления встречного удара становится второстепенным.

 

Физические качества и здоровье

Уровень игры на любительском уровне не требует от игроков больших затрат физической энергии и высокого уровня развития качеств.

Профессиональная игра мастеров спорта и игроков мирового уровня, требует от игроков больших затрат взрывной физической энергии, выносливости, ловкости, быстроты, силы тела, рук и ног, развития физиологических систем – сердце, лёгкие, почки, печень и др., обеспечивающих физическую работу игроков во время розыгрыша очков на соревнованиях и тренировках, быстроты восстановления сил и здоровья.

Во время соревнований и занятий, ноги выполняют миллионы передвижений на высокой скорости в рваном темпе, перенося тысячи тонн, в виде тела игрока по игровой площадке , а игровая рука, выполняет миллионы разнообразных ударов по мячу, встречая сопротивление его летящей массы, переносит сотни тонн в виде ракетки.

Игроки не приученные тренироваться в соревновательном режиме с большими затратами физической энергии, не могут играть в агрессивный атакующий теннис, навязывая свою игру противнику, а будут играть в основном вторым номером и подстраиваться под тактику противника.

По последним данным учёных, физические затраты игроков в настольный теннис мирового уровня сопоставимы с затратами баскетболистов

На развитие физических качеств требуются годы работы.

Упущенное внимание на физическую подготовку вначале, трудно исправить в дальнейшем, учитывая природную неравномерность развития качеств человека.

 

Агрессивная тактика игры

В силу своих индивидуальных психических качеств, интеллекта, технических навыков и физической подготовки, игроки любят играть в нападении, защите или комбинационно.

Поэтому всем игрокам желательно научиться и иметь навыки игры с соперниками разных стилей, изучать конкретные тактические комбинации с применением техники разных ударов, отрабатывая их на тренировках.

Игроки должны уметь держать под непрерывным контролем передвижение и позицию расположение противника относительно стола, видеть траектории полёта мяча, перелетающего от противника к противнику, видеть и чувствовать своё местоположение, сильные и слабые стороны техники, свои и противника.

Такое умение даёт возможность использовать наиболее выгодную агрессивную тактику игры против конкретного противника и добиваться победы с наименьшими затратами.

 

Технические навыки и умения

Для реализации своих тактических замыслов и противодействия противнику, игроки должны обладать высоким уровнем навыков передвижения и выполнения ударов по мячу.

Техника передвижения, в виде работы ног, является своего рода транспортом, своевременно или немного раньше, миллионы раз доставляющим игроков к точке выполнения необходимых ударов по мячу.

Игроки должны обладать высоким уровнем техники разнообразных ударов по мячу, для обеспечения реализации тактических планов.

Высокая техника ударов обеспечивает качественный приём ударов противника и выполнение своих, придавая мячам высокую поступательную скорость полёта и вращательную скорость по разным направлениям.

Выполнение и приём десятков тысяч подач является важным разделом техники игроков. Высококачественное выполнение сложных подач позволяет вводить мячи в игру и без помех со стороны противника выигрывать очки.

Высокий уровень техники приёма подач, не позволяет противнику сразу выигрывать очки и даёт возможность принимающим игрокам выиграть очки или начать атаку.

 

Игровой интеллект и технические знания об основах игры

Природный интеллект, развитый с помощью специальных знаний, обеспечивает возможность выигрывать очки с минимальными усилиями. Знания о взаимодействии мяча со столом и ракеткой позволяет очень часто выигрывать на подачах, укороченных мячах и смене вращений. Знания о теории игры стимулирует добросовестное отношение к тренировкам. Теория вынуждает к творческой работе над развитием внимания, мышления, психической и физической подготовкой.

 

Специальные качества

Одним из важных качеств игроков является чувство мяча, сложное психофизическое качество, действие которого по элементам, никто из учёных не может, аргументировано объяснить. Посредством тактильных ощущений от ладони и пальцев игровой руки, слуха и зрения, мозг игрока получает информацию о времени и характере соударения мяча с ракеткой, ощущает массу и поверхность мяча, глубину вминания мяча в накладку. Это видимо и есть чувство мяча.

Среди игроков встречаются люди с нестандартными способностями, которыми наделила их природа.

Одним из таких качеств является психология победителя. Игроки с такой психологией верят в себя безгранично, бьются на соревнованиях до последней возможности победить. Верят, что они могут и должны быть только первыми на соревнованиях любого уровня с учётом своего уровня подготовки. Проигрыш для них является очень большой неудачей или трагедией.

Другой способностью является наличие большого количества внутренней энергии, которая фонтанирует из игроков. Такие игроки непоседливы, способны выполнять большие объёмы тренировочной работы, с обязательными короткими перерывами, способны к агрессивной атакующей игре на соревнованиях.

Другим очень важным качеством является антиципация. Это способность игрока предвидеть развитие игровых ситуаций и интуитивно просчитывать возможные действия противника. Игрок как бы влезает в голову противника и мгновенно считает варианты комбинаций за себя и противника.

 

Соревновательный опыт

Участие в различных соревнованиях даёт возможность получить тактический опыт практической игры с игроками разных стилей и психологической подготовки. Заставляет учиться управлять своими действиями в неблагоприятных стрессовых ситуациях, бороться за каждое очко до последнего удара. Приучает мозг и весь организм спортсменов работать через «Не могу», до последнего удара.

Опыт применения техники передвижения и выполнения ударов.

Опыт тактического мышления.

 

Рейтинг игрока

Рейтинг – это индивидуальный математический показатель квалификации игрока, в виде числа, утверждённыё спорткомитетом России.

Рейтинг оценивает результаты выступлений на соревнованиях, а величина рейтинга зависит от уровня подготовки и успешности выступлений игроков.

Он подсчитывается после каждого соревнования, с учётом побед и поражений игрока над противниками.

Игроки, участвуя в соревнованиях, стремятся повысить свои рейтинги.

Рейтинг, после каждого соревнования, даёт лишь общую итоговую информацию, о результате выступлений игроков, не раскрывая глубинную суть – характеристики отдельных модельных качеств и навыков игроков, которыми они обладают, и которые принесли победы или неудачи.

Норматив мастера спорта России является одной из средних ступенек в иерархии игроков мирового рейтинга. Мировые лидеры, из Китая, имеют рейтинг выше 3000 единиц. Рейтинг мастера спорта составляет всего 945 единиц. См. схему подготовки мастера спорта № 1.

 

Рейтинг модельных качеств игрока

Незнание информации, о модельных качествах см. табл. № 1, их функциональной необходимости см. табл. № 5, затрудняет тренерам планомерную системную подготовку игроков.

Подготовка осуществляется чисто интуитивно и спонтанно, в зависимости от опыта тренера и его понимания игры.

Как показывает статистика, большинство тренеров не имеют опыта подготовки мастеров спорта, поэтому совершают много ошибок, создавая себе искусственные препятствия.

Модельные качества, видимые и невидимые внешне, трудно определить и измерить, из-за отсутствия у тренеров специальных приборов и опыта тестирования игроков.

Фирма «Стек спорт» г. Ярославль позаботилась о тренерах.

Она разработала и производит тренажёры: роботы, колеса на гибкой стойке, счётчики скорости вращения мяча и учёта количества выполненных ударов.

С помощью тренажёров можно тестировать качества: внимание и мышление, скорость передвижения и скорость ударных движений руки во время топспинов, накатов, время реакции, выносливость и др.

Другие качества: мотивация, воля и самообладание, ловкость, самостоятельность, работоспособность и др. можно оценить путём педагогического наблюдения за поведением и действиями игроков на соревнованиях и тренировочных занятиях.

Уровень модельных качеств, сегодня определить очень точно трудно, но в первом приближении можно.

Оценки уровня качеств и навыков оцениваются по десятибалльной системе и заносятся в табл. №2 «Рейтинг модельных качеств игрока», в дальнейшем «Рейтинг качеств», методом постановки знака плюс в соответствующую клетку, напротив тестируемых качеств.

Предлагаю условно считать, что каждое качество или навык, у игрока, выполнившего норматив мастера спорта, развито на 10 баллов.

Соединяя соседние клетки с баллами между собой, прямыми линиями, получаем ломаную вертикальную линию – это графическое выражение индивидуального «Рейтинга качеств».

График в виде ломаной линии показывает индивидуальные стратегические плюсы и минусы развития модельных знаний, качеств и навыков игрока.

Вершины графика справа показывают более высокий уровень развития качеств, близкий к уровню мастера спорта, вершины слева, низкий или недостаточный уровень.

Результаты анализа таблицы №2 показывают направления работы с конкретным игроком, а также объём усилий и времени.

Это повышает эффективность работы тренеров и сокращает время подготовки.

Тренеры могут использовать «Рейтинг качеств», как наглядный инструмент планирования и управления индивидуальной подготовкой каждого игрока.

По результатам тестирования, через определённые промежутки времени: месяц, два, три, полгода. тренеры увеличивают или снижают нагрузки для достижения запланированных показателей характеристик качеств.

Рейтинг качеств игроков, на основании результатов тестирования. даёт возможность наглядно контролировать динамику развития, сравнивая с уровнем качеств мастера спорта.

Можно тестировать не все показатели, а наиболее значимые в данный период работы.

Знание игроками, своего «Рейтинга качеств», даёт им возможность сознательно строить свою индивидуальную игру, самостоятельно дополнительно работать над устранением недостатков и развивать сильнейшие качества.

Игроки наглядно видят динамику результатов труда и могут объективно оценивать самостоятельно своё состояние.

Знание «Рейтингов качеств», даёт возможность тренерам, объективно контролировать уровень развития качеств и состояние спортивной формы игроков перед соревнованиями, путём тестирования наиболее значимых качеств.

Сегодня состояние спортивной формы оценивается тренерами чисто интуитивно и субъективно.

Или совсем не оценивается, с надеждой на участие игроков, в каких либо сборах или подготовительных соревнованиях.

На левой стороне диаграммы, явно видны слабые качества новичков, в виде впадин, направленных влево.

На правой стороне, сильные качества, в виде зубцов, направивших свои вершины вправо, к прямой десятибалльной линии.

Анализируя внешний вид диаграммы, тренер совместно с каждым новичком, определяет: над чем требуется практически работать в первую очередь, во вторую, в третью, и почему.

Планируются объёмы нагрузок по направлениям, отличающиеся может быть в разы.

Каждому тренеру, с первого занятия, желательно посвящать своих учеников, начиная с уровня новичков, вникать в процесс своей подготовки по нескольким причинам:

Новички учатся изучать свои недостатки и преимущества, планировать способы устранения.

Развивается самостоятельность мышления и развитие личности.

Зная свои недостатки, новички или игроки будут самостоятельно дополнительно искать возможность тренироваться по их устранению, стремясь повысить своё мастерство.

Становясь старше, новички, а потом и действующие игроки, начиная с 9-10 лет, становятся активными помощниками и коллегами тренера, начиная сознательно тащить тяжёлую тренерскую ношу в гору. Такой подход потребует времени и терпения от тренеров, но впоследствии оправдает себя.

Во время соревнований игроки должны надеяться только на себя и искать выход из трудных положений.

Влюбить в теннис и учить готовить бойца для выигрыша очка Начинать надо с рассмотрения розыгрыша очка.

 

Модельные качества новичка

Для достижения уровня модельных качеств мастера спорта, игроки, будучи вначале новичками, должны, обладать такими же качествами, как и мастера спорта, только более низкого уровня.

«Модельные качества новичка», в дальнейшем «Модель новичка», изложены в табл. № 4.

Однако случается, что уровень отдельных качеств новичка: мотивация, резкость, антиципация, чувство мяча, реакция, психические качества, может быть выше уровня развития у МС.

«Модель новичка», служит ориентиром, при определении уровня природных качеств во время отбора новичков.

Опыт большого спорта показывает, что для достижения высоких результатов недостаточно много и хорошо работать.

Очень важно с кем работать.

Трудно рассчитывать на достижение норматива мастера спорта, если ученики не располагают комплексом важных для настольного тенниса качеств и хорошей наследственностью.

В детском возрасте, недостаточно развитые модельные качества, не мешают юным игрокам добиваться первоначальных успехов на соревнованиях.

Первые успехи происходят за счёт компенсации недостающих качеств (малой подвижности, неумением управлять своими действиями в стрессе), высоким уровнем развития других качеств (чувство мяча, умственные способности и др.).

В дальнейшем, особенно в 12 – 14 лет, успехов становится меньше, а исправить положение очень трудно.

В частности, освоение однобокой или выжидательной тактики игры, односторонней техники ударов и др.

Или, когда будет вмешиваться психология, возрастная физиология и участие в большом количестве соревнований с высокой ответственностью.

Однако всё решает, в основном, интенсивный системный объём труда, вложенный в подготовку игрока, мотивация игрока и его помощников, знания, психологическая подготовка, мастерство тренера, наличие современной технологии подготовки, плюс финансовая поддержка.

Знание слабых и сильных качеств игрока даёт возможность ежедневной, целенаправленной системной работой развить все модельные качества, кроме резкости игровой руки и кисти, это преимущество природы.

 

Статья Баруздина В. А. – выдающегося тренера по настольному теннису из г. Рыбинска Ярославской области.
Разработал десятки тренажеров для настольного тенниса, методику подготовки мастеров спорта с их применением.
Готовил к выпуску книгу «Интеллектуальный настольный теннис».